23 апреля 2018

Несколько советов поставщикам ритейловых сетей, которым нужна прозрачность поставок

Автор: Дмитрий Слиньков
«Никогда не вини себя в том, в чем можно обвинить систему»
— В. Пилевин, "Empire V"
Когда о WMS еще никто не знал
Однажды нашей команде пришлось привезти в РФ, локализовать и внедрять западную систему управления складами. «Пришлось» потому, что зарождающаяся в то время отрасль ритейла диктовала появление новых распределительных центров, а доморощенное ПО для таких огромных складов не подходило в принципе. Общаясь с потенциальными пользователями, порой узнавали весьма удивительные истории того, «почему так, а не эдак». Например:

На погрузочных воротах складского комплекса рядом с замком прикручена половинка пластиковой бутылки из-под газировки. Зачем? Сотрудник склада на голубом глазу отвечает: чтобы класть сюда ключи от машины. Зачем?! Чтобы машина не смогла уехать с погрузки/разгрузки пока не закроются ворота.

— ?!

«Потому что водители очень часто отъезжают от ворот когда автопогрузчик либо находится внутри кузова фуры, либо на краю пандуса. Не знаю почему так происходит, но нас задолбало чинить погрузчики и лечить свой персонал. Поэтому, пока погрузка не закончится, а именно пока не закроются ворота, водитель фуры не получит свои ключи и не сможет спонтанно отъехать от пандуса»,
— сражает нас прямая речь кладовщика.
Это только маленькая иллюстрация того, как русские «наверняка» и «авось» с переменным успехом борется друг с другом на просторах логистики.
А что сегодня?
Для многих производителей внутренним стопором является нежелание не то чтобы следовать, а просто изучить перечень требований по качеству. То есть, под лежачий камень денежка от покупателей вашей продукции с полок «Пятерочки» к вам не потечёт..
С тех пор утекло много лет. В ритейле появились отраслевые СМИ, ассоциации, системы того и системы сего. А российские компании даже научились делать роботизированные погрузчики (погуглите RoboCV в связке со Сколково). Но самым динамичным звеном здесь было и останется взаимодействие между поставщиком и ритейлером.

На первый взгляд всё достаточно просто: сеть стремится удовлетворить спрос нас с вами — покупателей — как можно быстрее и точнее. Это порождает потребность в поставщиках, способных действовать так же: оперативно и точно. Но если ритейлеру нужно «просто» сгенерировать заказ, то поставщик должен это всё еще и произвести, упаковать, довезти. То есть, логистическая нагрузка смещена в сторону поставляющую. Несвоевременность или некачественность поставок может привести к тому, что ваш товар начнет уступать место на полках вашим конкурентам, которых, как водится, у ритейлера в любую единицу времени целая очередь. Следовательно, конкурентная нагрузка смещена туда же. И в довершение ко всему, страдает будучи оштрафованным за некачественность отгрузок кто? Правильно, тоже поставщик.

Как говорил основатель сети ВкусВилл Андрей Кривенко, для многих производителей внутренним стопором является нежелание не то чтобы следовать, а просто изучить перечень требований по качеству. То есть, под лежачий камень денежка от покупателей вашей продукции с полок «Пятерочки» к вам не потечёт.

Если вы думаете, что баночки на воротах остались в нулевых годах, это не совсем так. Основными причинами конфликта между ритейлером и поставщиком и по сей день являются:

1. Недопоставки из-за отсутствия товара.
2. Недопоставки из-за порчи товара.
3. Несвоевременность, некорректность обмена информацией между поставщиком и сетью
4. Ошибки экспедиторов.

Источник - журнал Retail-Loyalty.

Сразу оговоримся, что конфликты эти не фатальны. Они являются частью бизнес-рутины, цель которой — минимизация каких-либо потерь с обеих сторон.
Но!
На помощь поставщикам приходят сами же ритейлеры, инвестируя в разработку аналитических систем наподобие Click Service Retail (CSR). Такие системы достойны самого ближайшего рассмотрения поставщиками товаров для ритейла.
Перечень требований к поставщику в части прозрачности поставок
В сегодняшнем бизнесе модно использовать слово «прозрачность». Его применяют к сделкам, учету, планированию и… к поставкам. Что же нужно знать и уметь поставщику ритейла в области прозрачности поставок? Постараемся свести эти требования в единый список.

Ну во-первых, рекомендуем вам подключиться к двусторонней системе планирования, контроля и анализа. Что значит «двусторонняя»? Это когда система одинаково полезна и вам, поставщику, и вашему партнеру — ритейлеру. Если с системой могут работать оба контрагента, она априори обрастает доверием. Становится реальным рабочим механизмом взаимодействия.

Что потребуется от вас, чтобы овладеть такой системой:
  1. Учетная система. Если вы уже используете какую-то учетную систему (например, "один эс" — упоминаем её тут не рекламы для, а потому, что это стало именем нарицательным как "ксерокопия"), скорее всего, её можно подключить к аналитической системе посредством электронного обмена коммерческими документами (Electronic Data Interchange – EDI). В итоге получится, что документы вам придется вводить лишь единожды — в момент совершения операции.
  2. Собственно, подключение к EDI. Сделать это можно хотя-бы вот по этой ссылке.
  3. Минимальная компьютерная грамотность. Вы должны уметь читать параметризированные отчеты с компьютера, планшета или смартфона.
  4. Понимание основной терминологии: недопоставка, перепоставка, уровень сервиса, service level time и тому подобное.
  5. Освоение самого понятия «ПО как сервис». Это когда вам не нужно на своем компьютере ничего устанавливать. Можно пользоваться достаточно мощными информационными системами прямо в браузере компьютера или мобильного устройства.
  6. Активно пользоваться системой — это, пожалуй, самое главное, что в конечном счете приведет вас к успешному взаимодействию с ритейлером.
В общем, заниматься всерьёз торговлей через ритейловые сети без "учетки", EDI и аналитической системы ритейлера в наше время бессмысленно.
Выгоды
Используя систему анализа поставок, поставщик значительно упрощает свою логистику, а торговая сеть удешевляет стоимость товара.

Все пользователи такой системы могут декомпозировать любую цифру отчета на составляющие — видеть из чего она сложилась. Раньше сети обменивались с партнерами просто агрегированными отчетами о дисциплине поставок, после чего следовали многомесячные выверки и взаимные претензии не подкрепленные никаким фактическим материалом.

«В свое время для нас было удивительно, что торговые сети и поставщики не могли даже посчитать, сколько средств теряет каждый»,

— журнал Retail & Loyalty.

PS
И помните: аналитическая система выгодна обеим сторонам. Ритейлеры тоже ошибаются. И только благодаря совместным отчетам партнеры могут объективно рассудить кто из них прав, а кто на самом деле виноват.
Читать другие статьи блога

Подписаться на новости

Мы обещаем отправлять вам на почту тщательно подобранные материалы и никакого спама!